Исаак Левитан
Над вечным покоем, 1894
Холст, масло. 150×206 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот небольшой фильм «История одного шедевра. Исаак Левитан. «Над вечным покоем», предлагаемый к вашему онлайн просмотру, повествует об одной из известнейших картин — шедевре Исаака Левитана «Над вечным покоем». О её значении и высоких смыслах, передаваемых художником. Левитан начал работу над картиной летом 1893 года на озере Удомля, близ Вышнего Волочка. Церковь на картине написана с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Картина оставила значимый след в мировом искусстве и является наиболее ярким и тонким выражением внутреннего я художника в Божественном мире. 18 мая 1894 года Исаак Левитан писал в письме к П. М. Третьякову о своей картине: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадёт к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…».
Это глубокое полотно Левитан создавал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из его современников назвал «реквиемом самому себе».
Исаак Левитан — один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Жизнь его проходила на острие горести и радости своего времени, того чем жили люди, и его искусство, впитав переплавив это, выразило творческие искания художника через лирические образы родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи.
К сожалению, биографических материалов к биографии Левитана сохранилось немного. Его брат Адольф, незадолго до смерти художника, по его же распоряжению уничтожил личный архив, в котором была переписка и, вероятно, документы. Биография И.Левитана типична для художника-разночинца того времени: с детства познавшего нужду, учившегося на «медные деньги». Но силой таланта, ценою тяжкого труда и жестоких лишений, пробившегося в жизни и достигшего высочайшего успеха и признания.