Теория живописи: о природе цвета

Что такое цвет и какова его природа? Почему одни предметы оранжевые, другие красные, а третьи фиолетовые? Что представляет собой окраска предметов? Тут надо вспомнить школьный курс физики. Всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют всё на белом свете.

В темноте мы не видим никаких цветов. Ощущения цвета у нас возникает только когда в глаз попадают лучи света. Не важно какого — солнечного, электрического или от пламени свечи. Главное — световые волны.

Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы. 

  • Одну группу составляют хроматические цвета. В неё входят все цвета, кроме черного, белого и серых. То есть синий, оранжевый, малиновый, голубой, красный, желтый, зеленый, бирюзовый и т. п. — вся радуга со всеми производными оттенками.
  • К другой группе относятся ахроматические цвета: черный, белый и все серые — от самого тёмного, почти чёрного, до самого светлого. Это так называемые нейтральные цвета.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы самый незаметный, незначительный, еле уловимый оттенок цвета (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т. п.), перестают быть ахроматическими, и уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

Снова возвращаемся к физике, к её разделу «Оптика». Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла. Например, в классической для школьных лабораторий трёхгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик Исаак Ньютон – ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. По-простому — получить радугу. Ньютон определил в спектре семь цветов.

В солнечном свете содержится много световых волн. Они все смешаны, а при смешении волн получается впечатление белого цвета. При разложении луча мы видим все цвета радуги. Призма разделяет все составляющие луч волны на группы коротких, средних и длинных волн. Длинные волны мы воспринимаем как синие и фиолетовые цвета, а короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов.

Теория живописи: о природе цвета. Волновая природа света – это основа восприятия цвета через органы зрения.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.

Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более схожи между собой, чем крайние со средними. Например жёлтый и фиолетовый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

 

Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового круга. Понятно, что между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную.

  • Теплые цвета: Красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет того, что в природе действительно дает тепло: солнца, огня.
  • Холодные цвета. Синие, голубые, зеленые, и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами: сине-фиолетовые, сине-зеленые и т.д. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. п.

Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д. Левицкий, Тициан, В. Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Э. Греко, Мурильо, В. Борисов-Мусатов). В творчестве любого художника могут быть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник Пабло Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период – с теплыми. Так называемые голубой и розовый периоды в его творчестве.