Понятие перспективы, при внешнем сходстве с черчением, радикально отличается от него тем, что при построении перспективы мы изображаем предметы не такими, какие они есть (как в черчении), а такими, какими мы их видим. Основанием для возникновения перспективы в живописи является человеческое видение. Мы так видим, что чем более удалены предметы от нас, тем меньше по размерам они нам кажутся, хотя на самом деле это не так.
На рисунке 1 изображен забор. Его опоры выстроены в ряд и высота забора одинакова на всём его протяжении. Как вы видите, размеры столбов становятся все меньше и меньше, пока в какой-то точке совершенно не сходят на нет. Эту точку является ключевой в построении перспективы и называется «точкой схода (ТС)». Если столбы находятся на ровной поверхности, точка схода попадет точно на линию горизонта.
Рисунок 2: мы провели одну линию по вершинам столбов нашего забора, а другую линию — по их основаниям. Мы видим, что эти линии соединились на линии горизонта. Эти линии называются «линиями схода». И соединяются они должны именно в точке схода (ТС).
На рисунке 3 показано, как рассчитывается, через какие уменьшающиеся в перспективе промежутки следует рисовать опоры, при условии, что все они расставлены в реальности на одинаковом расстоянии.
- Высота каждого столба делится пополам и середина помечается точкой. Она называется срединная точка. Через срединные точки проводится прямая линия. Из верхней точки первого столба проводится линия через середину второго столба. Пересечение этой линии с нижней линией схода даст точку, из которой рисуется следующий столб. Так мы получаем правильный интервал между столбами-опорами забора.
На этом уроке рисования: Перспектива — простые построения перспективы мы рассмотрели некоторые правила построения перспективы с одной точкой схода. Но чтобы нарисовать прямоугольный объёмный объект, например, прямоугольное строение, понадобится использовать две или более точек схода. Эту тему мы рассмотрим в следующих уроках.