Начать объяснение надо с определения, что такое рефлекс в живописи и рисунке?
Термин «рефлекс» означает эффект отражённого света, появляющийся тогда, когда на предмет или его часть падает свет (отсвет), в свою очередь, отражённый от окружающих [этот предмет] объектов.
- Если проще: РЕФЛЕКС – свет, который отразился от чего-либо и попал на объект со стороны тени.
- Если ещё проще: РЕФЛЕКС – СВЕТ В ТЕНИ.
Если вы делаете хоть сколько-нибудь реалистичное изображение, хотите, чтобы ваш рисунок ожил, работать над рефлексами придётся. Они обязательны для передачи как объёма предметов, так и освещённости.
________________________________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ:
Есть случаи, когда рефлексы намеренно не отрисовываются: это определённые стилизации на упрощение. Вот, типичная картинка, на которой нет объёма, она плоская и всё, что на ней изображено, плоское; нарисовано простыми одноцветными плашками.
Раз там нет объёма, то и рефлексы, соответственно, не используются.
________________________________________________________
Если же вы хотите, чтобы ваш рисунок «ожил», а предметы были правдоподобны и объёмны, вы должны рисовать рефлексы.
На примере постановочной композиции из геометрических фигур наглядно видно, в каких случаях рефлексы рисуются:
1. В тени, если объект должен закругляться.
2. В тени на части объекта, которая удаляется от вас (на данном рисунке это пирамида), если объект плоскостной.
3. Цветной рефлекс рисуется в тени объекта, со стороны действия цветного света.
А теперь разберём фрагмент цветной работы FIB by Fetasy (fetasy.deviantart.com) и проанализируем его.
- Рефлексы на ногах визуально скругляют их, поэтому они не смотрятся плоскими. Свет отражается от юбки и попадает на ноги со стороны тени.
- Рефлексы на лице и шее создают пространство между кожей и волосами, тем самым картинка становится глубже. Свет отражается от волос.
- Но не хватает небольшого рефлекса на голове (на макушке). Рассеянный свет, который обволакивает персонажа со всех сторон, в том числе и со стороны тени.
И обратимся к ещё одному показательному образцу — фрагменту работы It’not mylast sunset by Risoluce (risoluce.deviantart.com)
- Рефлекс на ногах, руке и торсе, банте на юбке (более размытый, так как он дальше), под лентами банта (на груди).
- Также падающая тень от юбки на ноги растворяется в собственной тени* самих ног, что закругляет их ещё больше. Также падающая тень** от юбки на ноги высветляется в глубине, что тоже является рефлексом, который создаёт глубину изображения.
- Такой незначительный рефлекс, как под бантом на груди, тоже создаёт глубину изображения, а растворение падающей тени от него на грудь позволяет чётче понять, что бант ближе к нам, чем торс.
- Заодно можно отметить, что падающие тени на свету всегда ярче и темнее по краям. В середине обычно рефлекс. Но когда падающая тень попадает в зону собственной тени, она становится более блёклой и часто растворяется (не касается крупных падающих и мелких собственных теней).
* — Собственная тень – это тень, которая образуется на самом объекте
** — Падающая тень – это тень, которая падает от одного объекта на другой
Автор урока Carrota (deviantart.com)