Из записок художника

В искусстве живописи нужно передавать в правдивых соотношениях по свету и цвету природу или выразительность природы. Для этого нужно изучать натуру, приглядываться к выразительности всего, что нас окружает, — как кошка смотрит, например, на птичку, как скупой жадно схватывает монеты и т. д. Идеал, конечно, будет, когда соединится и первое и второе, так как будет и верность отношений тонов, правдиво передающих природу, в смысле чисто живописном, плюс выразительность всего, что на картине передано. Это как раз то, что нужно.


 

Николай Петрович Крымов — русский живописец и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. (3 мая 1884 г. — 1958 г.)

В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.О своём таланте Крымов заявил очень быстро. Одна из первых его самостоятельных работ  — «Крыши под снегом» (1906)- — была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.

* * *

Композиция есть творческая организация картины. Ни в коем случае нельзя путать композицию с размещением предметов на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж, изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо, является картиной, не имеющей композиции. Или говорят, что «Скачки» Дега, где справа нарисована задняя часть лошади, также не имеет композиции.

Но на самом деле, отношения по размеру неба в длину и ширину к морю уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины — все это элементы композиции, очень трудной и выразительной.

Так же и у Дега. Напиши он справа не часть лошади, а всю лошадь, да с наездником, была бы не так выразительно изображена проездка лошадей, идущих на старт.

* * *

Изображение художником видимой им красоты в предметах есть творчество.

* * *

Кусты поздним лунным вечером имеют красноватый оттенок: некоторые пятнышки — изумрудные; тени едва видные; бурые стволики — красные с оранжевым; верхушки — красновато-зеленые, посветлее, чем кусты в центре и снизу.

* * *

Внимательное отношение к тону прекращает халтуру.

Когда пишешь не с натуры, врешь именно в тонах. Поэтому все надо изучать по натуре.

 

Крымов Николай Петрович. 
Пейзаж с женской фигурой в красном. 
Холст, масло. 91х130.

«Пейзаж с женской фигурой в красном». Крымов Николай Петрович.

* * *

Надо заметить, что если над пейзажем тучи или сплошные облака, а пейзаж освещен солнцем, то тени темные и резкие, а если чистое небо, то тени нежные.

Если тучи вдали, а не над пейзажем, то тени могут оставаться слабыми, так как над пейзажем небо чистое.

* * *

Левитан никогда не утрировал цвет — зачем кричать?

* * *

Натуралисты не видят тона, не занимаются тональными задачами.

 

По материалам:

— ‘Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания’ — Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1960 — с.263