Теория живописи: Форма и цвет. Инверсия

Форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. Совершенно необходимо специально посвящать время для изучения теории цветовой выразительности. Я попытаюсь описать выразительные возможности цвета.

В любом живописном произведении выразительные качества формы и цвета должны взаимодействовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга, так и для трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего, должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Форма и цвет. Инверсия

  • Квадрат. Его основной характер  определяется двумя параллельными вертикальными  и двумя, так же параллельными, горизонтальными пересекающимися линиями одинаковой длины. Квадрат символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение.

В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». Когда мы попытаемся заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение, мы ощутим вполне понятное сильное напряжение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм. В эту группу так же попадают прямоугольник, крест,  меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.

  • Треугольник. Форма треугольника рождается из трёх пересекающихся прямых линий. Его острые углы кажутся агрессивными и, даже, воинственными. Треугольник – символ мысли.

К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные.

Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым.

  • Круг.  Геометрическая форма круга возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-либо поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и послабления напряжения.

Круг – символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов основывалась на форме круга. При том, что дворец императора возводился на основе квадратных форм. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.

Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что:
— квадрат – это символ неподвижной материи
— треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли
— а круг – вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция, для зелёного – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс (рис. 57).

Подчинённость определённого цвета соответствующей форме предполагает некий параллелизм. Там, где форма и цвет согласованы, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом формой, в своём цветовом решении должна идти от формы. А картина, в которой художник придаёт главное значение цвету, должна подстраивать в композиционном решении форму под цвет, то есть подчинять форму цвету.
Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет. Кубисты, в свою очередь, уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи так внимательно рассматривают связи между формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.
В древнем Китае восхищались такими манерами написания иероглифов, которые имели субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты (почерки), в которых оригинальность была уравновешена гармонией. Лианг К’аи и другие большие мастера в искусстве шрифта (написания иероглифа) пошли ещё дальше. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступили место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Начертание иероглифов у Лианг К’аи настолько различно в разных случаях, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Он преодолевал субъективный характер формы во имя их высшей объективной правдивости.

В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в свободном выборе форм, и в том, как выстроено пространство, и в распределении акцентов, и в выборе поверхностей с их колоритом и текстурой.
В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд  (рис. 1).

Мадонна с Младенцем. 1517-19

Рисунок 1. Маттиас Грюневальд. «Мадонна с Младенцем»

 

В то время как Конрад Витц (рис. 2) и Эль Греко (рис. 3) были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм.

Рисунок 2. Конрад Витц. Алтарь Богородицы, лицевая сторона алтарной створки. Благовещение

 

Рисунок 3. Эль Греко. «Святое семейство». 

Жорж де ла Тур (рис. 4) субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог (рис. 5), предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

картина Шулер с бубновым тузом

Рисунок 4. Жорж де ла Тур.  «Шулер», или «Шулер с бубновым тузом».

 

 (613x476, 64Kb)

Рисунок 5. Винсент-Виллем-ван Гог. Спальня художника в Арле.

Автор:
Иоханес ИТТЕН