Джой Рудин (Joi Rudin) — начинающая британская художница, которая, возможно, ещё не успела как-то выделиться в творческом плане, но успела опубликовала в своём блоге на Artstation интересные мысли по поводу рисования от пятна — методе, который она активно использует и популяризирует.
Поскольку Risoval-ko активно пытается разобраться с этим методом, мы решили, что будет очень интересно перевести и опубликовать туториал Джой Рудин (Joi Rudin): как отказаться от контуров и рисовать от пятна. Отказаться от предварительного [карандашного] построения, так называемого «лайнарта».
Эта статья пригодится всем тем «неудачникам», которые ненавидят рисовать чёткие линии, беспокоятся, пытаясь решить, когда закрашивать, или просто хотят попробовать что-то новое. Так вот, никакие вы не неудачники!
Как отказаться от контуров и рисовать от пятна
Для начала несколько причин отказаться от лайнарта?
1. Это замедляет процесс рисования
2. Это интуитивно не понятно
3. Это пробуждает вашего внутреннего перфекциониста (потому что исправлять что-либо безумно сложно)
4. Вам предстоит решить, когда начать закрашивать контуры (и это мучительно)
5. Иногда черновая версия выглядит лучше, чем конечный результат (и ты чувствуешь себя ещё хуже)
6. Твоя рука настолько трясется, что ты задаешься вопросом, действительно ли ты трезв.
Когда я только начинала рисовать, я думала, что это единственное правило — рисовать линиями. Главным образом потому, что все показывали что-то похожее на это:
Всё понятно: сначала грубый набросок, затем чистые линии (часто этот шаг повторялся до тех пор, пока не получались действительно чистые линии), затем основные цвета, а затем тени, объём, уточняющие штрихи (а это означало миллиард разных вещей в зависимости от художника).
Я вообще-то какое-то время не искала альтернативы — в конце концов, я не знала ничего лучшего. Но я знала, что мне не нравятся жёсткие шаги и жёсткая система контрольных точек, которая только усиливает ошибки, заложенные на раннем этапе, и очень затрудняет исправления.
Как же с этим быть?
Решение очень простое: отказаться от всех шагов. Начинайте рисовать сразу в 3D, вместо того, чтобы делать это в конце на этапе детализации. Создавайте изображение с нуля, как если бы это была скульптура: отсекая от бесформенной глыбы лишнее. Это также поможет вам почувствовать объём в своих работах.
Смиритесь с хаосом и полюбите его
Отсутствие контрольных точек и указателей в процессе перехода от линии к тени делает процесс рисования и создания формы весьма хаотичным. На ранних стадиях изображение, скорее всего, будет и вовсе нечитаемым, что может пугать. Однако наличие случайных форм часто может натолкнуть на интересные идеи развития рисунка или его стиля.
Как рисовать от пятна
Каждый блок работы начинается с уродливого аморфного пятна приблизительного цвета и формы. Это худшая фаза работы, и она может быть пугающей, потому что вы задаётесь вопросом: реально ли вообще сделать из этого в приличное изображение. Каким бы случайным это ни казалось, у скромного пятна есть цель: оно задаёт общий силуэт и пропорции изображения. Как, например, на следующей картинке. Страшненько, да?
Выглядит это как беспорядочные пятна и почеркушки в грязно-бежевых тонах. Но на самом деле это уже готовая схема позы будущей человеческой фигуры, плюс показано направление освещения. Из этого наброска я продолжаю выстраивать изображение в несколько этапов:
Сжатие визуальной информации
Фигуры, собранные из пятен и крупных блоков, могут нести больше визуальной информации, даже если они содержат меньше деталей, чем традиционный линейный эскиз. Поскольку первоначальные широкие формы настолько универсальны и быстры, я могу использовать их для сжатия большего количества визуальной информации, чем эскиз, основанный на линиях. Например, я могу передать через пятна:
• намёки на цвета и оттенки
• намёки на объём и тени
• визуализировать силуэт — на этом этапе я могу поиграть с пропорциями, чтобы сделать его более стилизованным.
• упростить изображение до схематичного вида, и понять, обладает ли оно потенциалом для дальнейшего развития (линии и контуры часто могут добавлять шум, что затрудняет определение работоспособности изображения).
Как работает рисование от пятна? Немного науки для зануд
Реальность такова, что нашему мозгу не нужна полная подробная информация для обработки изображений — наше восприятие основано на внутренней физиологии, а не на сложной физике нашего окружения. Люди эволюционировали, чтобы быстро и эффективно обрабатывать визуальную информацию об окружающей среде. Вашим предкам нужно было выяснить, есть ли поблизости ресурсы или опасности, без полной визуальной детализации. Быстрый взгляд мог обнаружить тень хищника, притаившегося в кустах, яркий оттенок спелых фруктов или лицо соплеменника. И для того, чтобы этот механизм работал, в нашем мозгу сформировались некие ярлыки восприятия, по которым производится мгновенная обработка визуальной информации.
- Эти ярлыки являются причиной того, почему нам нравится стилизованное искусство: мы по-прежнему можем читать изображение и распознавать объект, но у воображения больше возможностей заполнить пробелы и создать собственное видение.
Создавая свои произведения искусства, вы можете использовать этот метод и рисовать от пятна для создания визуально приятных иллюстраций без необходимости прорисовывать каждую деталь или полностью согласовывать освещение. Немного непоследовательная тень, размытые края и преувеличенный блеск не помешают зрительнице понять и насладиться хорошей иллюстрацией. Точно так же простые формы, тени и силуэты дадут больше визуальной информации, чем ожидалось, поскольку мозг реконструирует по памяти недостающие детали. В правильном контексте тень на голове может указывать на глазницу, а изгибы тени — на конечности.
Часть иллюстрации находится на холсте, а остальная часть лежит в памяти и зрительном восприятии наблюдателя. Художник даёт не изображение реальности, а ее визуальное представление, позволяя зрителю визуализировать свои собственные идеи.
Таким образом, удачно расположенное изображение может стать читаемым изображением: если ваш первоначальный набросок считывается, то скорее всего, и ваша окончательная иллюстрация тоже будет такой же. Все, что вам нужно сделать, это дать зрителю узнаваемую отправную точку. Контекст, композиция и формы всегда будут важнее деталей, потому что наше визуальное восприятие эволюционировало и стало таким. Люди запрограммированы обращать внимание на существенные сигналы, а не на произвольные детали.
Сможете ли вы заметить силуэты? Можете ли вы сказать объемы? Актуальна ли тема? Если да, то любое пятно потенциально может стать хорошей иллюстрацией. Если нет, просто нарисуйте ещё одно. В любом случае это займет меньше минуты!
Постскриптум.
Честно говоря, если вы заядлый поклонник линейного рисунка, пожалуйста, продолжайте — я люблю красивый лайнарт и не пытаюсь сказать, что это неверный метод. Я просто предлагаю альтернативный рабочий процесс для тех, кто не может работать с чистыми эскизами и линиями. Lineart также может быть очень полезен в работе с клиентами, когда вам нужен чистый дизайн, который не будет неправильно истолкован.
Как отказаться от контуров и рисовать от пятна
Автор текста и иллюстраций Joi Rudin https://www.artstation.com/blogs/joirudin/eewW/how-to-paint-with-no-lineart-a-workflow-alternative