Сухая пастель очень универсальный и «вкусный» материал, который находится годе-то на стыке живописи и графики. Кажется, что он весьма ограничен особыми свойствами. Но на самом деле пастель универсальна, раскрывает перед художником огромный потенциал для экспериментов и обладает неограниченными возможностями. Почему же мы не так часто видим пастельные работы в современном мире? Потому что пастель достаточно дорогой материал. Особенно, если вспомнить, что один мелок – один оттенок, и чтобы создать богатую палитру, как по цветам, так и по твёрдости мелков, понадобится купить их очень много. Так, как же научиться рисовать пастелью и не разориться? Есть несколько обходных манёвров, которые мы используем, чтобы сократить начальные расходы на пастель, и всё-таки начать ею рисовать.
И первый момент скорее психологический. Ключевое слово тут: начать. У вас ещё ничего нет, но вы уже можете начинать изучать пастель на простой бумаге и минимальным количеством мелков. Минимально это сколько? В буквальном смысле слова два или три. На самом деле для начала хватит. Главное не это, а то, как вы организовываете пространство на листе. С этого вообще начинается художник, и если этому вы не научитесь, то совершенно не важно, сколько цветов вы будете использовать, это уже не улучшит работу. Главный психологический момент, в том, что надо принять вот такой факт: практика организации листа – это и есть вся жизнь художника, и с этого надо начинать. И поэтому скорее приступайте к рисованию двумя мелками, а всякие фишечки и вкусности пастели будете пробовать по мере своего продвижения.
Итак, какие первые мелки вам купить? Наборы пока даже можно не смотреть. Сначала приобретите пастель поштучно.
- Правило №1: нельзя брать открытые, чистые, детские цвета. Никакого просто красного, тупо оранжевого и заборного зелёного. Вам нужно подобрать сложный, может быть даже «грязноватый» приглушённый оттенок любого цвета. Например, зелёный, но не цвет светофора, а оливковый. Не алый, а коричневато-кирпичный красный, не жёлтый, а охра. Ну, вы поняли: природные оттенки.
- Правило №2: пара цветов должна быть теплохолодная и одновременно контрастная. Это важно. То есть, один оттенок явно холодный, второй тёплый, один явно тёмный, второй сильно светлее. Самый простой и ходовой вариант такой пары это чёрный (тёмно-серый) и охра. Как, например, в работе Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус». Там присутствует третий цвет — белый. Возьмите и белый тоже. Белый, как дополнительный цвет, всегда пригодится к любой выбранной вами паре.

Л.Бакст. Портрет З.Н.Гиппиус. 1906. Бумага, пастель
Ещё несколько рабочих вариантов таких пар цветов. Например, светлым пусть будет тёплый красный, а тёмный возьмите насыщенный холодный синий. Очень выразительно смотрится охра+индиго.

О.Кипренский. «Калмычка Баяуста». Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила
А вот, например, Леонардо Давинчи использовал не самые контрастные цвета: охру и сангину. Но, правда, это всего лишь набросок, а не полноценная картина. Но, ведь тоже хорошо.

«Изабелла д’Эсте» (1495 г.), эскиз Леонардо да Винчи
- Бумага
Специальная бумага для пастели дорого стоит. Отличается она шероховатой поверхностью. Чем её можно заменить на начальном этапе обучения? Начинать можно с простого супер-универсального ватмана. (Даже не удивляюсь). Так же подойдёт плотная бумага для графики. Но из-за того, что поверхность у них гладкая, много слоёв пастели не получится наложить. Если хочется чего-то большего, можно рисовать на мелкозернистой наждачной бумаге. Получается очень хорошо, но маленькие форматы и проблемно распрямить листы. Отличный вариант: загрунтовать любую плотную бумагу (хоть картон) специальным грунтом под пастель. Его суть именно в том, чтобы создать зернистую поверхность. Грунты можно купить готовые, а можно сделать самостоятельно и придать им любой тон. Получится сразу тонированная бумага.
Вот таким образом у нас получится начать и научиться рисовать пастелью и не разориться. Дерзайте!

«Масленица в гостях у пензенского архиерея» Денис Коробков
Научиться рисовать пастелью и не разориться
Ниже небольшая подборка пастелей различных мастеров, как классиков, так и наших современников. Посмотрите, насколько разные стили и техники доступны пастели.
Обратите внимание на невероятно реалистичный шёлковый бант на голове И.П. Голициной работы Барду.

И.Барду. Портрет П.И.Голицыной, урожд. Шуваловой. Конец XVIII века. Пергамент, пастель
.

«Читательница» Жан-Этьен Лиотар
Две такие разные сирени пастелью, обе руки великого Левитана.

«Белая сирень». Исаак Левитан, пастель
.

«Сирень». Исаак Левитан, пастель
И снова эксперименты Исаака Левитана с пастелью. На этот раз быстрый портрет.

Портрет С. П. Кувшинниковой. Исаак Левитан, пастель
.

А.Головин. «Испанка». 1907. Картон, пастель
Гипер-реализм в портрете. Сначала вообще непонятно, что это пастель. Если бы не рука художника с мелком, попавшая на фотографию, и не поверила бы.

Ruben Belloso Adorna
Импрессионизм пастелью? Пожалуйста.

Mike Beeman
.

Felicity House
.

«Голубые танцовщицы». Эдгар Дега
nauchitsya-risovat-pastelyu-i-ne-razoritsya