ВЕЛАСКЕС, ДИЕГО (РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА) (Velazquez, Diego [Rodriguez de Silva]) (крещен 06.06.1599, Севилья, Испания — умер 06.08.1660, Мадрид), испанский живописец 17 века, гигант европейской живописи.
Диего Веласкес
В 1611 году в Севилье Веласкес поступил на учебу подмастерьем к живописцу-маньеристу Франциско Пачеко, под руководством которого он развил и выработал собственный стиль живописи, отличи-тельными чертами которого было строгое моделирование и резкие контрасты тени и света. Сюжетами первых работ Диего Веласкеса были в основном жанровый сцены, он также популяризировал новый тип композиции — бодегон, который обозначал сцену кухни с натюрмортом на столе.
В 1623 году Веласкес был назначен придворным живописцем при короле Испании в Мадриде. Ему также было обещано, что более никто, кроме него, не будет иметь право писать портреты короля.
Филипп IV король Испании
И хотя Веласкес продолжал писать другие сюжеты, в роли придворного живописца он в основном занимался написанием портретов короля и королевской семьи, а также их окружения. В течение своей жизни Веласкес написал множество портретов короля Филиппа IV. На начальном этапе придворной работы в творениях Веласкеса четко прослеживается влияние Тициана, однако позднее он перешел к более сложному декору и более богатым краскам и цветам в стиле Питера Пауэла Рубенса.
Несмотря на это, в течение всей своей жизни он оставался последователем типично испанского реалистического подхода к изображению натуры Первое путешествие Веласкеса в Италию, предпринятое в 1629 году, ознаменовало собой переход к новой фазе в его стремлении к точной передаче изображения и восприятия. После возвращения в Испанию в 1631 году в жизни и художественной карьере Веласкеса наступил наиболее плодотворный период. Именно в это время он написал множество картин на историческую, религиозную и мифологическую тематику, а также множество придворных портретов. Основными работами этого центрального периода его жизни и творчества являются две серии портретов членов королевской Семьи.
В первой серии члены королевской династии изображены на скаковых лошадях, а во второй — в сценах из охоты. Другим значительным произведением этого периода является работа «Сдача Бреды» (1634—1635).
Серия портретов придворных карликов и уродцев, которую Веласкес написал в 1640 годах, отличается значительной силой психологического отражения характеров и физиологической точностью.
В период второй своей поездки в Италию в 1649—1651 годах Веласкес создал свой знаменитый портрет Папы Римского Иннокентия X.
Множество придворных портретов, которые он написал по возвращении в Испанию, отличаются насыщенностью цветовой гаммы, расслабленной атмосферой и заметно более свободной, практически набросковой техникой, кульминационным шедевром его художественной карьеры стала большая композиция, групповой портрет «Лас менинас (Фрейлины)» (1656), который отличается настолько сильной иллюзией реальности, что ее позднее не смогли превзойти ни сам Веласкес, ни какой-либо другой живописец того времени.
Диего Веласкес, купить картину Диего Веласкеса в Москве