Каге-э («теневые картинки») – редко встречаемый вид японских старинных гравюр. По ним довольно мало информации в Интернете и так же мало сохранилось самих каге-э. К сожалению. Потому что это очень интересная забава, на грани быта и искусства. Они, конечно, мало ценились у искусствоведов своего времени, но сейчас представляют большой интерес. Эти картинки состоят из двух частей. Первая – это загадка: тень, отбрасываемая на затянутые бумагой двери сёдзи, какого-то предмета, или животного, или птицы, кот. А вторая сторона –это отгадка: изображение того, каким образом человек этот театр теней создаёт.
Предлагаем вашему вниманию ещё несколько kage-e художника Hiroshige (примерно 1842 г.)
Японские теневые гравюры каге-э (кage-e) относят к эпохе Эдо. Период Эдо это, если перевести на более привычные нам понятия, XVII–XVIII века. Вообще, это конкретный исторический период с 1603–1868 гг. – время правления клана Токугава в Японии. Этот период связан с большим ростом экономики, невиданным ростом сельского хозяйства. Япония перестала быть раздробленным феодальным лоскутным одеялом. Токугава объединил Японию в единое государство. Сам он родом из города под названием Эдо, который стоит на реке Эдо. И первое, что сделал – перенёс управление страной в свой родовой замок. Так что, понятно, откуда название целого периода истории.
С ростом экономики стали появляться большие города, и с их ростом стали всё более и более расцветать различные ремёсла. За ремёслами появилась потребность в изящных искусствах, которые в эпоху Эдо получили невиданный взлёт. А это большинство направлений оригинального японского искусства, которые ценятся и теперь и является визитной карточкой Японии, от театра Кабуки и стихов хокку, до традиции ношения изысканных нарядов-кимоно. И, конечно, это оказывало своё влияние и на быт зажиточных горожан. Различные развлечения, как говорится, «с претензией», были в большом фаворе. Так теневые гравюры-загадки очень широко использовались в качестве развлечения гостей на праздниках и вечеринках. Они были очень популярны и у взрослых, и у детей. Теневое изображение, которое, как правило, имеет форму чего-то цельного, что легко идентифицировать, рассматривается в первую очередь. Реальный образ, который мы видим на второй половике, раскрывает удивительную истинную личность тени.
А что это такое изображено многие могут не понять в силу культурных различий. Это японский каменный садовый светильник. Вот такой примерно.
Хотя они могут заметно отличаться по форме и не иметь таких раскоряченных ножек, для японцев эта вещь всё равно очень узнаваемая.
Это дерево японская сосна. Кто не видел, они действительно такие: кривенькие и с шапками-блинами на ветках. Сейчас, впрочем, как и ранее в Японии, они крайне популярны в качестве бонсай и как ландшафтное украшение. В европейской части планеты модно формировать всякие разные растение, произрастающие в местных широтах, наподобие японской сосны так, чтобы у них были в такие вот «блины» на ветках.