В 1897 году юный художник Пабло Пикассо решает написать масштабное полотно, следуя советам своего отца — дона Хосе Руиса Бласко. Давайте уточним: на тот момент, когда Пабло написал эту огромную и серьёзную картину, ему было всего 15 лет!
Работа, названная «Знание и милосердие», выполнена в академическом стиле и имеет внушительные размеры: 197 см в высоту и 249,5 см в ширину.
Пикассо испытывает глубокое уважение к своему отцу и прислушивается к его советам. Отец художника, Хосе, в прошлом году случайно открыл для себя новое направление в искусстве — экспрессионизм. Результатом его экспериментов стало создание одного из самых выдающихся портретов в истории испанской живописи — портрет тети Пикассо, Пепы. Заметив талант своего отца, Пабло решает в этот раз быть более консервативным и создает картину, придерживаясь академического стиля.
Дон Хосе Руис Бласко (1838 — 1913 гг.) — отец Пабло Пикассо, тоже был художником. Он принадлежал к старинному и некогда состоятельному роду, который ко времени его жизни уже начал приходить в упадок. Сам Дон Хосе не смог добиться большого успеха в качестве художника-анималиста, но был куратором музея в городе Малага, преподавал живопись в местной школе Изобразительных искусств.
Сам сюжет картины Пикассо «Знание и милосердие» не является чем-то новым в творчестве. Это бытовая сцена, композиция которой была тщательно продумана его отцом, Хосе. Тематика и композиция картины указывают на возможное влияние другого произведения — «У постели больной матери». Автор этой картины — Энрике Патернин.
Хосе также послужил моделью для одного из главных персонажей картины своего сына — врача, проверяющего пульс умирающей матери.
Рядом с ним находится монахиня, которая подносит новорожденного ребёнка к умирающей женщине. Исследователь Палау-и-Фабре нашёл подтверждение тому, что младенец, изображённый на картине, был взят Хосе на несколько часов у одной из своих знакомых.
Таким образом, картина «Знание и милосердие» является свидетельством уважения и благодарности Пикассо к своему отцу. Она также отражает влияние других произведений искусства и содержит в себе элементы, взятые из реальной жизни.
- Я терпеть не могу людей, которые говорят о прекрасном. Что есть прекрасное? Надо говорить о проблемах в живописи! Успех таит в себе опасность.
- Начинаешь копировать себя, а это — еще более опасно, чем копировать других. Это приводит к бесплодности.
- Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
- Художественное течение побеждает только тогда, когда его берут на вооружение декораторы витрин.