Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений»

Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений». Несомненно, это не только самое загадочное и метафоричное произведение Босха. Но оно и самая в наше время известная из его работ. Исследователи относят написание триптиха к 1500 годам, точнее установить не удаётся. Зато известна дата покупки триптиха «Сад земных наслаждений» большим поклонником работ Иеронима Босха королём Испании Филиппом-II – 1593 год. С 1868 года и по наши дни этот шедевр мировой культуры находится в Испании, в мадридском Музее Прадо.

 

 

Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений»

 :arrow: Нажмите на картинку для её увеличения

 

Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Триптих выполнен как домашний алтарь, которые были весьма распространены в 15-м веке в католической Европе. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. На створках закрытого триптиха  показан третий день Творения. Земля уже есть, и она нарисована в виде сферы. На ней уже есть вода, из которой выступает суша. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение.

 

 

Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений», лицевая сторона

 

:idea: Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.

 

На первой части триптиха изображён рай. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». По некоторым версиям это видение того, как могли бы наслаждаться житием в райском саду люди, если бы не произошло грехопадение Адама и Евы. По другим версиям это как раз-таки изображение суетной жажды наслаждений и греховной жизни человечества, в нашей нынешней реальности. Но изображённое в метафорическом ключе. Все части работы Босха  населены множеством обнаженных фигур людей, невиданными животными и птицами, странными строениями, которые наполовину растения. И практически каждый предмет обладает неким метафорическим смыслом, и каждая сцена тоже наделена им. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Потому что с утратой исторического контекста, в котором творил Иероним Босх, это становится всё больше и больше похоже на сочинение собственных фэнтези. На расшифровке работ Босха, и вокруг непосредственно его персоны, было, есть и будет немало спекуляций и домыслов.

 

 

(610x462, 83Kb)

 

 

 

 

(643x699, 107Kb)

 

 

 

 

(292x698, 65Kb)

 

 

 

 

(276x699, 59Kb)

 hieronymus-bosch-triptih-sad-zemnyih-naslazhdeniy

 

 

(699x295, 69Kb)

 

 

 

 

(699x420, 82Kb)

 

 

 

 

(476x699, 101Kb)

 

 

 

 

(576x390, 65Kb)

 

 

 

 

Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений». Рай

 

 

 

 

(579x372, 70Kb)

 

 

 

 

(636x407, 88Kb)

 

 

 

 

(650x699, 84Kb)

 

 

 

 

(700x631, 77Kb)

 

 

 

 

(540x699, 77Kb)

 

 

 

 

(285x697, 50Kb)

 

 

 

 

(586x699, 77Kb)

 

 

 

 

(698x416, 30Kb)

 

 

 

 

(700x664, 74Kb)

 

 

 

 

(536x698, 59Kb)

 

 Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений»

 

 

(571x699, 70Kb)

 

 

 

 

(644x699, 69Kb)

 

 

 

 

(700x619, 59Kb)

 

 

Сохранить


Похожие статьи