Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений». Несомненно, это не только самое загадочное и метафоричное произведение Босха. Но оно и самая в наше время известная из его работ. Исследователи относят написание триптиха к 1500 годам, точнее установить не удаётся. Зато известна дата покупки триптиха «Сад земных наслаждений» большим поклонником работ Иеронима Босха королём Испании Филиппом-II – 1593 год. С 1868 года и по наши дни этот шедевр мировой культуры находится в Испании, в мадридском Музее Прадо.
➡ Нажмите на картинку для её увеличения
Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Триптих выполнен как домашний алтарь, которые были весьма распространены в 15-м веке в католической Европе. Две крайние его части являются створками, которые закрываются. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения. Земля уже есть, и она нарисована в виде сферы. На ней уже есть вода, из которой выступает суша. Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение.
💡 Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене.
На первой части триптиха изображён рай. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой. На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». По некоторым версиям это видение того, как могли бы наслаждаться житием в райском саду люди, если бы не произошло грехопадение Адама и Евы. По другим версиям это как раз-таки изображение суетной жажды наслаждений и греховной жизни человечества, в нашей нынешней реальности. Но изображённое в метафорическом ключе. Все части работы Босха населены множеством обнаженных фигур людей, невиданными животными и птицами, странными строениями, которые наполовину растения. И практически каждый предмет обладает неким метафорическим смыслом, и каждая сцена тоже наделена им. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. Потому что с утратой исторического контекста, в котором творил Иероним Босх, это становится всё больше и больше похоже на сочинение собственных фэнтези. На расшифровке работ Босха, и вокруг непосредственно его персоны, было, есть и будет немало спекуляций и домыслов.
hieronymus-bosch-triptih-sad-zemnyih-naslazhdeniy
Hieronymus Bosch. Триптих «Сад земных наслаждений»