Познавательно о живописи: Рокфеллер, Диего Ривера и настенная фреска

80 лет назад (10 мая 1933 года) Н.Рокфеллер уволил художника Д.Риверу за отказ убрать с настенной росписи портрет Ленина.

http://risoval-ko.ru/wp-content/uploads/2013/05/Dy35X4niWVc1.jpg

Фреска «Человек, властитель мира». Написана взамен уничтоженной.

Молодой миллиардер Нельсон Рокфеллер, внук нефтяного магната Джона Д.Рокфеллера, в 1933 году нанял знаменитого мексиканского художника-коммуниста Диего Риверу для создания настенной фрески в Рокфеллер-центре.  Диего Ривера не только запечатлевал историю на своих полотнах, но и был активным её участником и вершителем.

Предложенную нанимателем тему «Человек на распутье» прогрессивный художник раскрыл как сопоставление коммунизма и капитализма. Обнаружив, что одной из фигур композиции является Ленин, Рокфеллер потребовал заменить его лицом «неизвестного человека». Рокфеллер уничтожил фреску, не смотря на её художественную ценность, после того, как художник отказался вносить изменения в свою работу.

Уже в декабре того же 1933 года Ривера, вернувшись  в Мексику, повторит содранную со стен Рокфеллер–центра фреску для Дворца искусств в Мехико. На этом карьера Риверы в Штатах закончилась. Однако его влияние на творчество многих американских художников-монументалистов поистине велико.

Диего Ривера (полное имя — Диего Мариа де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес) — мексиканский живописец, монументальный муралист, политический деятель левого толка. Годы жизни:  8 декабря 1886 — 25 ноября 1957.  Его женой была не менее знаменитая мексиканская художница Фрида Кало.

Как художник Ривера испытал влияние классического европейского изобразительного искусства (стенные росписи XIV—XVI веков) и модернизма, в частности кубизма. Но он не остановился на классическом художественном образовании, и так же не стал останавливаться на очень актуальном в то время кубизме. Он исследовал и переосмыслял традиционные мексиканские художественные промыслы и стили. Которые очень обогатили стиль самого Диего Риверы. Среди его друзей были такие знаменитые художники, как Пикассо, Рейес, Модильяни.

В 1922 году Ривера вступает в Мексиканскую коммунистическую партию.

Осенью 1927 г. Диего Ривера посетил в СССР в составе официальной делегации Мексики для празднования 10-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Сильное впечатление на него произвели торжественные парады на Красной площади. В Москве он пробыл полгода и застал несколько парадов и демсонстраций. Акварельные зарисовки и карандашные наброски Первомайской демонстрации авторства Риверы были приобретены Эбби Рокфеллер. Ныне они хранятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Будучи участником коммунистического движения Ривера склонялся к троцкистскому течению. В 1928 году он становится членом-учредителем объединения «Октябрь».

Уже в начале  30-х годов художник пользовался международным признанием. В 1931 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная персональная выставка. С этого времени выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой интерес публики. Вскоре он был приглашён в США расписывать общественные здания.

На панно в Рокфеллер-центре в Нью-Йорке, повергшее в ужас буржуазную Америку, Ривера изобразил Владимира Ленина, Троцкого, Энгельса и Маркса. Все они придерживают красное знамя, на котором написан призыв: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!».

Диего Ривера обладал завидной энергичностью и работоспособностью. Ему хватало сил и времени как на реализацию больших творческих работ, так и на общественную деятельность и педагогическую работу. Ривера, будучи деканом Мексиканской школы живописи, занимался подготовкой национальных мексиканских художников.

В своих художественных образах Диего Ривера изображал свои политические воззрения, но не только: так же его постоянной темой для творчества были труд простых людей и их борьба с мексиканскими латифундистами-угнетателями.